Четверг, 28.03.2024, 17:39
"ЧЕЧНЯ ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦА"
Владимир Хангельдиев


 


Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

СИТУАЦИЯ В ЧЕЧНЕ, ВОЗНИКШАЯ НА ФОНЕ СОБЫТИЙ В РОССИИ В ДЕВЯНОСТЫЕ ГОДЫ ДВАДЦАТОГО ВЕКА
22:55

СИТУАЦИЯ В ЧЕЧНЕ, ВОЗНИКШАЯ НА ФОНЕ СОБЫТИЙ В РОССИИ В ДЕВЯНОСТЫЕ ГОДЫ ДВАДЦАТОГО ВЕКА

 

Теперь настало время поговорить о той ситуации, которая сложилась внутри чеченского общества в период «кончины СССР». В тот период, оно явно разделилось на сторонников союза с Россией и сторонников отделения от неё и создания своего собственного государства. К первой группе чеченцев можно отнести жителей городов и селений  плоскостной части Чечни, как людей, наиболее приобщённых к цивилизации и понимающих преимущества совместного существования и не реагирующих на призывы руководства Вайнахской  Демократической партии в лице Зелимхана Яндарбиева к борьбе за независимость и создание чисто мусульманского государства, живущего по законам шариата без «неверных».

Вторая часть чеченского общества, это жители горных районов, не приспособленные к жизни в цивилизованном обществе, не научившиеся ещё пользоваться его благами. Чем выше горы, тем они ближе к первобытному образу жизни, ближе к законам адата, в их головы легче вбить бредовые идеи «свободного независимого государства»

Здесь на помощь Яндарбиеву и глашатаю свободы Удугову, пришел Ельцин со своим лозунгом брать свободы «столько, сколько переварите». Взяли. Начали переваривать. Ельцину не понравилось. Решили: надо в Чечне навести «конституционный порядок». Начали вводить войска. В это время чеченцы вспомнили 1944 год, все тяготы, которые в то время легли на их плечи. И эти воспоминания привели к объединению значительной части чеченского народа в борьбе против «оккупантов» и началу борьбы с ними, а многие молодые чеченцы начали высказывать претензии своим старикам за то, что те в 1944 году: «Позволили их с семьями погрузить как баранов в теплушки и увезти с Родины. А вы даже не сопротивлялись!» Конечно, упрёк несправедливый и обидный для современных чеченских стариков. Потому, что Берия был не чета Ельцину. Все операции по выселению народов он глубоко продумывал и готовил.

Во-первых, операция проводилась скрытно, под видом подготовки к учениям (мало ли во время войны проводилось учений на случай подготовки к какой-нибудь операции).

Во-вторых, опять же с целью проведения «учений», взрослое мужское население, под видом подготовки мостов, дорог для движения войск, было изолировано от семей.

В-третьих, чеченское население не было в то время так образовано, чтобы понять до конца смысл происходящего.

В-четвёртых, не было в то  время в руководстве страны такого «доброго» министра обороны, как П.И.Грачёв, подарившего современным чеченцам огромное количество военного снаряжения, для создания чеченской армии. В те  времена чеченцы (современные старики), были практически безоружны. Так что зря современная чеченская молодёжь, обученная во всех отношениях, упрекает своих дедов и отцов, которые, как показывает история, в случае необходимости и наличия возможностей, умело могли защищать свою Родину. Примером тому служит Кавказская война 1817-1864 годов. Да и сама современная чеченская молодёжь оказалась подстать своим предкам.

К моменту провозглашения чеченского государства «Ичкерия» многие русские в Чечне оказались на распутье: оставаться или уезжать. По распоряжению Президента РФ №132 от 14 декабря 1991 года  Правительство РФ приняло постановление №135 «О мерах по оказанию помощи беженцам». В нём сказано о том, что последним  разрешено прописываться у близких родственников и переводить по месту прописки свои пенсионные дела. Военным пенсионерам выдали на руки «Личные дела» и посоветовали переводить их в благополучные регионы и там получать пенсии. Ускорению этого процесса сильно способствовали местные чеченцы. Начались избиения русских директоров заводов, выкрадывание их детей с угрозами. Приходили с прямыми угрозами с требованием немедленно покинуть должность. На Грозненском заводе товарных нефтепродуктов (ГЗТНП) у начальника цеха, женщины, два раза выкрадывали дочь, тем самым вынудили её покинуть город и она, прекрасный специалист уехала в Волгоград и устроилась на местный НПЗ. Начальника цеха по производству кислорода и ацетилена выкрали, и он просто пропал без вести. Опасаясь за жизнь нашего директора ГЗТНП, Совет трудового коллектива (СТК) предложил эту должность НАШЕМУ чеченцу, заместителю начальника цеха, объяснив ему то, что нам нужен свой чеченец, которого мы знаем и доверяем, а главным инженером поставили бывшего директора-русского, тем самым сохранили ему жизнь. Раньше я упоминал о своей квартире в трёхэтажном доме №103  по улице им. Сайханова.

В этом доме семнадцать квартир. До наступления смутного времени в нём проживало пятнадцать семей русских железнодорожников и две чеченских. За период с осени 1991 года к началу зимы 1994 года, в доме осталось три русских семьи, остальные квартиры за бесценок были куплены чеченцами из аулов и жителями местных частных домов. Однажды в беседе с одним из новых соседей я спросил его, почему он постоянно живёт в селе, а не в городе? На что он мне ответил:  «Ты знаешь, нам здесь как-то неуютно. Дома, в селе, мы чувствуем себя значительно лучше». А русские, как само собой разумеющееся, все двенадцать семей, собрав свои пожитки, покинули Грозный, не дожидаясь момента, когда на них посыплются бомбы. И только три русские семьи, ещё не определившиеся куда бежать, да и ещё на что-то надеявшиеся, остались в городе.

Многие работники из нашего тысячного русскоязычного коллектива ГЗТНП, отправив семьи, кто куда, продолжали выходить на  работу и  производить  необходимые  нефтепродукты, благо, что  в резервуарах  имелось ещё  большое  количество   нефти.  Вновь назначенный директор оказался толковым руководителем и за его спиной мы чувствовали себя, как за каменной стеной. Он защищал нас от претендентов на захват завода, от посягательств на заводские деньги, которые выбивал в Чеченском банке. Однажды он за шиворот приволок к Президенту Чечни  Дудаеву директора этого банка за то, что тот отказывался выдать нашему заводу, принадлежащие ему же деньги на зарплату. Правда этот горе-директор вырвался из рук нашего директора непосредственно у кабинета президента и убежал, Пришлось нашему директору идти  к Дудаеву  в одиночестве. Но деньги  он всё-таки на зарплату «выбил».

В итоге своей деятельности на заводе и в республике наш руководитель приобрёл огромный авторитет и многие в руководстве республики стали его опасаться. Приведу пример, связанный со мной. 5 августа 1992 года  вышел Указ Президента Чеченской республики №111 «О мерах по усилению социальной защиты инвалидов, ветеранов войны и труда, а также лиц, уволенных с военной службы». Согласно этому Указу, я, как ветеран войны и воин, уволенный с военной службы, обратился к начальнику коммунальной службы Грозненского отделения Северо-Кавказской железной дороги, чеченцу, с просьбой о приватизации квартиры, соответственно представив все необходимые документы. После нескольких посещений кабинета этого начальника в течение полугода, и не получив  желаемого  результата  я заявил  ему: «У меня складывается

впечатление, что Вы от меня чего-то ждёте». Он выскакивает из-за стола, хватает меня за шиворот и с возгласом: «Пошёл вон!», тащит меня к выходу. Я ему говорю:  «Что Вы делаете? Я всё-таки полковник, и не заслуживаю такого обращения!». «Подумаешь! Полковник. Пошёл отсюда!» Оскорблённый, на следующий день, утром, перед началом работы я захожу к директору в кабинет, рассказываю ему суть инцидента и выказываю свою обиду. Он вызывает главного инженера, поручает ему проведение утренней планёрки. Приглашает  меня в машину, и мы едем к моему обидчику. Приехав в отделение Железной дороги, он оставляет меня в машине, советуя подождать, а сам направляется в кабинет этого начальника. Через несколько минут вижу: мимо машины бежит Управляющая нашими домами в свой кабинет (тоже чеченка). Возвращается с папкой документов. «Мои» - думаю. Сижу, жду дальше. Ещё проходит несколько минут. Выходит из здания молодой крупный чеченец, подходит к машине и приглашает меня следовать за ним. Заходим в кабинет. В нём группа чеченцев, все встают,  в том числе и мой обидчик: «Что же Вы не сказали, что работаете вместе с …     Если бы я знал, то мы бы эту проблему решили запросто. Извините меня, через неделю зайдите, документы будут готовы». Вот так в Чечне решались тогда вопросы. Думаю, что и сейчас и в Чечне и в России без связи и знакомства вопросы не решаются.

А жизнь в молодом чеченском государстве продолжалась.

Чтобы понять до конца с чего и с кого начался развал СССР, я вынужден вернуться назад, а уж потом буду писать о том, что я видел и пережил с момента ввода российских войск в Чечню осенью 1994 года.


Далее >>

Просмотров: 10993 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 4.4/8 |

Написать Автору
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz