Четверг, 28.03.2024, 21:51
"ЧЕЧНЯ ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦА"
Владимир Хангельдиев


 


Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ЧЕЧНЯ, ЧЕЧЕНЦЫ
23:03

ЧЕЧНЯ,  ЧЕЧЕНЦЫ

 

Как и другие территории Кавказа, Чечня была заселена чеченцами еще в каменном веке. Жили они глубоко в горах, на Боковом, Скалистом, Пастбищном хребтах, в Чёрных горах. Позже (в конце 15,  начале 16 веков) часть их переселилась на юг Терско-Кумской низменности и в Чеченскую равнину. В древние времена соседями чеченцев были: с юга – Восточная Грузия (Иберия), это известно из преданий, вошедших в начальную грузинскую летопись в четвертом веке до нашей эры. С севера – кочевые племена – Сарматы, распространившиеся по северо-кавказским степям. Самые сильные из сарматских племён были Аланы. На востоке Чечня соседствовала с многочисленными Дагестанскими племенами, а на юго-востоке – с сильным племенем – Албанами (северная часть нынешнего Азербайджана).

От эпохи Бронзы (2-е тысячелетие до н.э.) на территории Чечни сохранились в основном погребальные памятники, руины башенных посёлков, боевые башни и склепы. Это говорит о том, что вайнахи   («вайнах» – наш народ) ещё много столетий назад далеко в горах воздвигали шедевры архитектуры.

В раннем средневековье (начало нашей эры) прямые предки чеченцев получили самопроизвольное название – «нахчо».

  Всё вышесказанное  говорит о том,  что чеченцы – древнейший коренной  народ   Кавказа.  Об  этом  упоминается   и   в   армянских источниках 7-го века. В них они именуются как «нахчаматьян». Говорят на чеченском языке, который имеет диалекты:  плоскостной, аккинский, чеберлоевский, мелхинский, итумкалинский, галанчёжский, кистинский. Многообразие диалектов характеризует то, что в древние времена чеченцы, ввиду горных условий, мало общались между собой. Поэтому и диалекты получили названия от мест поселений, которые существуют и до сих пор.

Название «чеченцы» пошло от древнейшего села Чечен-Аул. Оно расположено на левом берегу реки Аргун в 20 км южнее Грозного.

Здесь хочется отвлечься от повествования и вступить в полемику с некоторыми историками. Однажды, в период попытки создания государства Ичкерия, в 1992 году, один из чеченских историков в газете «Голос Чеченской республики» опубликовал статью,  в   которой  доказывал  сходство  чеченского  и   английского

языков. А 11 декабря 2004 года, на НТВ, в передаче «Школа злословия», авторы передачи, в беседе с учёным Старостиным, услышали от него, что обнаружено сходство между чеченским и китайским языками.

Напрашивается вопрос, в каком из аулов авторы этих заявлений обнаружили такие сходства? Ведь в Чечне, что ни аул, то свой диалект. Интересно было бы узнать, какой из  аулов говорит на языке схожем с английским, а какой – с китайским языками. Известно, что до создания СССР, Чечня не имела своей письменности. В ней было несколько знатоков арабского языка и арабской письменности. При советской власти в словарь чеченского языка вошло до пяти  тысяч слов, причем абсолютное их большинство имели бытовое значение.

Но вернёмся к истории.

Чечня являлась областью почти полного господства патриархально-родовых отношений, семейных традиций и местных обычаев – адата.

Из сказаний и исторических документов известно, что чеченцы и ингуши в прошлом  жили большими семьями, в которые входило несколько поколений. В семьях было от тридцати до пятидесяти душ мужского пола. Во главе семьи стоял всеми уважаемый, смелый, решительный, с большим опытом жизни, старик, который умело руководил «своей семьей», поддерживал связь с другими семьями и родами (такие семьи назывались «тайпа»). Родовая община («тукхам») состояла из нескольких больших тайпов по линии отцов, которые включали в себя семью помельче (гар, нек и доьзал). Горцы, сплачивая свои тайпы, жили только в родных аулах. Переезды совершались, как правило, в случае кровной мести.

Была ли Чечня государством?

По Сергею Ивановичу Ожегову: «Государство, политическая организация общества во главе с правительством и его органами, с помощью которой господствующий класс осуществляет свою власть, обеспечивает охрану существующего порядка и подавление классовых противников».

Из Большой Советской Энциклопедии: «Государство, основное орудие политической власти в классовом обществе. В более широком смысле под государством понимается политическая форма организации жизни общества, которая складывается как результат возникновения и деятельности публичной власти – особой управляющей системы, руководящей основными сферами общественной жизни и опирающейся в силу необходимости на силу принуждения». 

Исходя из трактовки БСЭ и С.И.Ожегова, Чечня государством, до появления Советской власти на Кавказе, никогда не была. Были родоплеменные объединения, проживающие на определённой территории Кавказа, где решения принимались старшими по возрасту или советом старейшин рода (тукхама). О господствующих племенах среди чеченцев и ингушей известно мало, но можно предположить, что на жизнь этих народов значительное влияние оказывали наиболее многочисленные роды.

Примеров проживания больших семей в одном доме ещё с древних времён  больше  было в горных аулах, чем в плоскостных. Особенно это заметно в Ножай-Юртовском, Итум-Калинском, Шатойском, Веденском районах. В те времена среди коренных жителей почти не было миграции. Неразделенными семьями жили многие народы и народности Кавказа: грузины, армяне, азербайджанцы, абхазы, адыгейцы, кабардинцы и другие.

Выше уже упоминалось, что родственная связь по линии отца в Чечне называлась «тайпа». Это слово видимо происходит от арабского «тейфа», что означает: род, племя.

Надо отметить, что в древности чеченцы были анимистами (анимизм – свойственное первобытным народам донаучное  представление о существовании духа, души у каждой вещи). После 10 века в Чечню из Грузии проникло христианство, но своего развития оно не получило. В конце 16 века, после распространения ислама из Дагестана в Чечню, чеченцы стали верующими мусульманами – сунитами. В жизни родов не последнее место стали занимать представители мусульманской религии: имамы и муллы.

В связи с тем, что чеченцы первоначально жили в труднодоступных Чёрных горах и южнее, овладеть их территорией и покорить было очень трудно. Поэтому расселение народов в Восточной Европе и на Кавказе обошло их стороной.  Только с 13 века н.э. часть чеченцев начала осваивать предгорные районы Кавказа, и они тут же подверглись нашествию монголо-татар, а в конце 14 века испытали вторжение войск Тимура.                                                                                                                                    

Вопрос освоения чеченцами предгорий Кавказа, и особенно Чеченской равнины (левого берега реки Сунжи и её основных притоков со стороны правого берега), очень интересен тем, что в период провозглашения государства Ичкерия сторонниками отделения от России, некоторые историки из Чечни стали в 1991 году доказывать, что на месте основания крепости Грозная в 1818 году, располагались чеченские аулы.

Массовое переселение чеченцев на равнину началось в 15-16 веках. Часть из них спустились в долину реки Терека и его притоков: Сунжи и Аргуна. Селились в основном по правому берегу Терека и по правому берегу Сунжи, а немного восточнее – по обоим берегам Сунжи и Аргуна. Причиной этому служило то, что правый берег Сунжи примыкал к лесной части Чёрных гор и, в случае необходимости, обеспечивал возможность укрытия, а левый её берег соседствовал с южными склонами Сунженского хребта, подогреваемого летом палящим солнцем. Температура в этих местах в конце июля нередко достигает до 40 градусов по Цельсию. И безлесное предгорье, и южные склоны Сунженского и Терского хребтов летом имели жёлтый цвет от выгоревшей на солнце травы. Весной и ранним летом горцы использовали эти территории только для выпаса овец.

Каким образом чеченцы осваивали земли на плоскости? Можно привести несколько примеров. Юнус Осмаев родился в 1850 году в селении Дуба-Юрт (кстати, в 1972 году ему исполнилось сто двадцать лет). Он хорошо помнил основателя аула по имени Дуба и время, когда там было всего десять убогих домиков. Аул находился в глухом лесу, в котором водились медведи, волки, кабаны, а внизу сливались реки Шаро-Аргун и Чанти-Аргун и далее несли свои воды уже как единая река Аргун. Люди боялись далеко уходить в лес, а если и ходили, то только группами. Дома строились с ровными крышами без окон. На весь аул был один деревянный плуг (соха). Сейчас это большое село с современными домами. А в лесу, так же остающемся глухим, в 1970 году военными было построено горное стрельбище, которое к 1980 году прекратило своё существование.

130-летний Али Эгиев, родившийся в Шали в 1840 году, в 1972 году рассказывал, как появилось село и его название: «Около 200 лет назад (примерно в 1770 году) все чеченцы жили в горах. Там им было легче защищаться от врагов, но жить было трудно. Посоветовавшись, горцы решили переселиться на равнину. Послали джигитов искать подходящее место. Вернувшись, посланцы доложили, что нашли на равнине лес и в нём место, где можно поставить только один шелиг (бочку). С тех пор аул так и зовётся: Шали». Сейчас это большое село – центр Шалинского района.

Кстати, примерно в двух километрах севернее Шали, на реке Басс, есть село Герменчук. Как видим, название не чеченское, скорее русское, или украинское. Можно предположить, что там осели беглые славяне, которые со временем женились на чеченках, приняли ислам  и стали чеченцами.

Из примеров, приведенных Юнусом Осмаевым и Али Эгиевым, можно сделать вывод, что Дуба-Юрт и Шали были освоены чеченцами через двести лет после появления русских в районах рек Терек и Сунжа. Известно, что в 16 веке на Северном Кавказе стали появляться русские поселения. После падения Астраханского ханства в 1556 году, южная граница России продвинулась до реки Терек, на которой были основаны крепости: Терки – в устье реки Сунжа (при её впадении в Терек) в 1567 году, Терский Городок – в дельте реки Терек в 1588 году. На месте появления крепости Грозная (1818  г.) в начале 16 века в сорока верстах от устья реки Сунжа были созданы русские поселения: Новый Чечен, Гаджи-Аул, Янги-Юрт, Чанти и другие. Чеченские названия вышеперечисленных поселений не доказывают того, что там поселились чеченцы, также как и то, что русское название Герменчук, не говорит о том, что это русское поселение, так как там проживают чеченцы.

По давно сложившейся традиции, старик горец должен знать поимённо не менее семи своих предков. Когда кто-то хочет сказать в адрес другого человека, что-либо оскорбительное, часто  употребляют: «Он даже не знает, откуда по происхождению его седьмой отец…».

Хамат Шахгиреев, родившийся в 1861 году в селении Новые Атаги, в возрасте 110 лет в 1971 году, сумел перечислить последовательно всех предков: «Шахгири, Доха, Баутмир, Ици, Топа, Танка», причём ещё добавил: «Ици убил человека, и наши предки, преследуемые кровной местью, переселились из аула Бугиан-Юрт (Алды) в Новые Атаги». Расстояние между этими аулами примерно тридцать километров. В настоящее время трудно будет найти чеченца, который назвал бы своё родовое село, которое якобы существовало до 1818 года на месте начала строительства крепости Грозной, перечислит всех предков, как это сделал Хамат Шахгиреев. С другой стороны, чеченцы, как хорошие воины, вряд ли облюбовали бы место для поселения там, где русские поставили Грозную, потому что это не способствовало бы их безопасности, его сложно было оборонять и трудно уходить через Сунжу на правый лесистый берег. Осторожность, с которой они подбирали места для переселения на равнину, была описана выше Али Эгиевым.

Тема о приоритете, о том, кому принадлежит город Грозный, исчерпала своё значение, так как в своё время его строили, в основном русские, благоустраивали они же, и в результате бездарной национальной политики в стране под руководством Б.Ельцина, русскими же разрушен в 1995 году и превращён в подобие Сталинграда 1942 года. Спор, затеянный сторонниками самостийности Чечни, автоматически разрешился, теперь в городе живут чеченцы, а русские «благополучно» его покинули. Единственно, какой вопрос, поставленный грозненским атаманом Галкиным в 1992 году, не был разрешен, это вопрос: «Чьи кости глубже лежат в земле на месте бывшей крепости Грозной?» А ведь уже четыреста лет прошло! (Терки, 1567 г., Новый Чечен, Гаджи-Аул, Чанти и другие.)

Но всё-таки о самой крепости и городе Грозном разговор пойдёт позже.

А сейчас попытаемся разобраться:  кто же такие чеченцы? Что это за народ?

Живя высоко в горах, в труднодоступной местности, в условиях почти первобытнообщинного строя, они умели строить сложные жилые, оборонные, дозорные, охранные сооружения; на клочках доступной земли выращивать сельскохозяйственные продукты; вести здоровый образ жизни; сохранять здоровье, знать большое количество методов лечения; оставаясь хлебосольными хозяевами, умели хорошо защищаться. Примеров очень много.

Возьмём медицину: многовековая борьба за долгую жизнь, сохранение здоровья и спасение больных и раненых заставляли горцев искать «Эликсир Жизни» и применять народные способы лечения. Народная медицина горцев складывалась на основе вековых наблюдений и опыта. Народные знания передавались из поколения в поколение, от отца к сыну.

 «… И вот там, где  козы падают в кручу, люди сеют и косят хлеб, причём почти у каждого пожилого майстинца (горца) либо сломана рука, либо проломлена голова. Здесь, к моему изумлению, я нашёл даже хирургов, со своеобразными хирургическими инструментами: крючки – раздвигать кожу на пробитой голове, щипчики – вытаскивать осколки костей из мозга и скребок – скрести кости…» («О тех, кого называли абреками» Собрание материалов. Грозный. Изд. «Чечнаробраз», 1927 г., стр. 89-90)

О многообразии болезней в Чечне и методах их лечения хорошо написано в книге Б. Г. Киндарова «В краю долгожителей».

Обратим внимание на способности древних чеченцев творить чудеса в архитектуре. В. В. Рыжков в книге: «Жемчужина Северного Кавказа» писал: «…в сёлах Хой, Макажой и других местах можно видеть бывшие боевые башни и остатки замковых укреплений, надгробия. Местные произведения архитектуры прекрасно вписываются окружающий пейзаж, как бы дополняют его и придают ему особую выразительную красоту.

Жилые, хозяйственные и культовые постройки имеют многолетнюю давность, выполнялись из камня известняка-плитняка, сухой кладкой, с выравниванием швов раствором из пылевидных выветривающихся пород известняка. Толщина стен, как одноэтажных зданий, так и многоэтажных башен, колеблется от сорока до восьмидесяти сантиметров, причём, почти во всех случаях, первые этажи выполнялись полуциркульными, взаимно перпендикулярными арками, покоящимися на опорах с сечением 40х40 см. Арочная архитектура первых этажей хозяйственного назначения весьма интересна, тем более, что она выполнена исключительно сухой кладкой. Плоская кровля, как и полы всех построек, сделаны из утрамбованной смеси выветрившихся пород известняка».

Вышеописанного достаточно, чтобы понять то, что чеченцы, жившие в глубокой  древности, обладали большим умом и изобретательностью в строительстве.

О гостеприимстве горцев, ещё в 19 веке, писал русский исследователь В.В.Маркович: «…Чеченец и вообще страшно гостеприимен, последнюю рубаху отдаст, чтобы угостить гостя…». Об этом в 1851 году писал и Н. Данилевский: «Всякий иноземец, прибывший к горцу, может быть уверен в хорошем обхождении (с ним). Вошедший в дом, всякий, кто бы он ни был, путешественник, дворянин, купец, крестьянин, даже и преступник, русский, татарин, еврей – для хозяина считался  священной особой… Приезд гостя – приятный для всех домашних горцев случай оказать свою услужливость. Если в дом горца приходит чужеземец, то хозяин спешит убить барана, сварить его и подать на стол не резавши».

Б.Г.Киндаров: «В каждом ауле вас встретят приветливой улыбкой и крепким рукопожатием, спросят о здоровье родных и близких, пригласят к столу».

Чеченский народ славится тем, что имеет большое количество долгожителей, имеющих возраст за сто лет. Этому способствует горный воздух, постоянный физический труд и рациональное питание, скудное, но разнообразное. Большое влияние на жизнь чеченцев оказывает молочно-растительная пища, дикие плоды, травы в сыром, варёном, солёном виде. Большое значение имеют кукуруза и черемша, крапива и шиповник, шишки и яблоки, груши, тыква, кизил и другие лесные фрукты  и ягоды. Чеченцы употребляют большое количество мяса, особенно баранины.

В Чечне издревле развита своеобразная культура физического воспитания: борьба, хождение по канату, по бревну, стрельба, конные скачки, игра в войну, охота и другие виды спорта.

Жизнь в горах, где своеобразные климатические условия вызывают определённые изменения в организме, вынуждают человека к интенсивному физическому напряжению, требуют особого ритма жизни. Вот что писал по этому поводу И. И. Пантюхов в 1896 году в книге «О пещерных и позднейших жилищах на Кавказе»: «…Воспитываясь из поколения в поколение в известной среде, люди мало-помалу приобретают некоторые, только этой среде свойственные наиболее благоприятные для жизни в ней качества. По сравнению с людьми,  воспитывавшимися  в  другой  среде,  кавказцы всегда были выносливы, приспособлены… у них острое зрение и тонкий слух…». По прошествии длительного времени, современные чеченцы, особенно живущие в городах, конечно, изменили свой образ жизни и мышления, но от этого они не перестали  оставаться чеченцами.

Теперь, думаю, читатель поймёт, кто такие чеченцы.

Итак, о Грозном. Спустя более 250 лет после освоения русскими берегов рек Терека и Сунжи в середине 16 века царское правительство России с целью завоевания территории Чечни, создало в 1763 году Моздокскую, в 1777-1780 годах Азово-Моздокскую укреплённые   линии.  А   в   1817  году  правительство  приступило к созданию Сунженской укреплённой линии путём переселения в эти места казаков и создания станиц: Ермоловской, Давыденко, Ассиновской, Нестеровской, Слепцовской (Орджоникидзевской), Троицкой и  других,  а также крепостей: Внезапной, Преградный стан


и Грозной. Эту работу организовывал генерал А.П.Ермолов.


Далее >>

Просмотров: 13629 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 3.3/10 |

Написать Автору
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz