ЛИЧНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ И ВОСПОМИНАНИЯ О ЧЕЧНЕ И ГРОЗНОМ (ЧАСТЬ 2)
02:30
Прочитав то, что было написано выше, можно сделать вывод, что
перекраивание административных границ, проводилось волевыми решениями
администраций. В результате, на территории бывшего СССР мыимеем головную боль в виде: Приднестровья,
Абхазии, Крыма, Карабаха, Нахичевани, Южной Осетии, Осетии, Ингушетии, не
говоряо Средней Азии.
Посмотрите на картуЧИАССР,
изданную в 1987 году. На ней можно увидеть, что к республике отнесены
территории, никакого отношения к ней не имеющие. Гляньте за Терек. Ни одного
чеченского селения нет на одной трети прирезанной к ней территории. Опустим
взгляд по карте южнее, перейдём на правый берег Терека и рассмотрим территорию
между рекой и северным склоном Терского хребта. Там мы увидим расположенные
вперемешкуказачьи станицы и чеченские
аулы. Алханчуртовская долина заселена также. Кто в этих местах поселился
раньше, история на этот вопрос не ответит.И только территория, находящаяся на правом берегу реки Сунжи и
расположенных южнее горах, вплоть до перевалов через Главный Кавказский хребет,
бесспорно, является издревле местом обитания чеченцев. Карту мы изучили,
определились, что кому принадлежит.
Теперь, как говорится на Кавказе, «вернёмся к нашим баранам», то есть
продолжим разговор о жизни в Чечне в период от Октябрьской революции, до начала
Великой Отечественной войны. В этот промежуток времени, люди всех
национальностей, проживающие в республике, чувствовали себя комфортно.
Непрекращающаяся борьба с бандитизмомпродолжалась, но от народа скрывалась. Люди везде свободно перемещались,
не боясь нападения со стороны чеченцев. Последние, также беспрепятственно и
свободно приезжали в Грозный и другие города страны. Деловые, житейские и любые
другие вопросы, возникающие между людьми, решались, независимо от национальной
принадлежности. Чеченскихюношей наравне
со всеми призывали на службу в Красной Армии, приглашали на работу на
предприятия нефтепереработкии нефтедобычи,
в строительные организации.
Правда, надо честно отметить, что в Грозном предприятия торговли,
бытового обслуживания в большинстве своем изобиловали лицами армянской,
еврейской национальности и другими, но не чеченцами. На заводах и буровых почти
100 % рабочих мест были заняты русскими и украинцами. В сельском хозяйстве
трудились, на севере республики-казаки и ногайцы, а в предгорных и горныхрайонах – чеченцы и ингуши.
Летний отдых городских детей дошкольного ишкольного возраста организовывался
профсоюзами. Пионерские лагеря были созданы в самых живописных местах горной
части Чечни. Они располагались в крепости Ведено, на окраинах аулов:
Сержень-Юрта, Алхазурово, Чишков, Беноя, Шалажей и других местах. Там же
отдыхали и дети из детских садов и яслей. Только они в эти места выезжали на
всё лето. Природа в местах отдыха детей напоминала Швейцарию. Лагеря окружали
вековые деревья, папоротник в рост человека, горные реки с водопадами, а в
реках сверкала форель. В разгар лета лес изобиловал грецкими орехами и орехами
фундук, кизилом, алычой, грушами, шишками, а ближе к снежным горам на
альпийских лугах благоухали эдельвейсы и различные альпийские растения и травы.
Бывало, поднимешь голову вверх, а над тобой сверкает голубое безоблачное небо. Красотанеописуемая.
В лагерях дети ходили в походы, купались в горных речках с чистейшей
водой, играли в войну, собирали гербарии и просто дышали свежим горным
воздухом. Жители местных аулов не препятствовали развлечениям детей, не
тревожили их покой, а многие находили себе работу в этих лагерях в качестве
кочегаров на кухне, сторожей, плотников, косили сено на территории лагерей и
выполняли другую подобную работу. Жизнь текла спокойно, размеренно и интересно.
Только однажды, в 1937 году, я отдыхал в пионерском лагере в крепости Ведено.
Там нам пришлось столкнуться с отголоском борьбы чеченского народа за
независимость. К милицейскому участку аула привезли труп убитого абрека. Мы же
дети! Побежали посмотреть на него. Одет он был во всё серое. Мы, обсуждая
увиденное, его одежду, сделали вывод: «Это ему надо было так одеваться, чтобы в
лесу он был меньше заметен».
Здесь уместно отметить, что в Чечне, как, между прочим, и во всей
стране, всегда были сторонники и противники Советской власти. И борьба между
ними никогда не прекращалась, История Чечни помнит знаменитого абрека
Зелимхана, убившего незадолго до революции царского полковника, За что ему
местные жители на окраине аула Сержень-Юрт соорудили красивый памятник:
Зелимхан сидит на камне, опустив голову и подперев её рукой, рядом стоит его
конь, тоже с опущенной головой. Прекрасный памятник. Надо отметить, что
сооружен был он в Советское время, при Советской власти и не был разрушен.
Как известно из истории, борьба свободолюбивых чеченцев с властями,
стоящими над ними, никогда не прекращалась. Она только то утихала, то
разрасталась. Это происходило и при царизме, и при Советской власти. С целью
уничтожения противников, в советское время в тридцатые годы при Государственном
Политическом управлении Чечни (ГПУ) был созданОСНАЗ (отряд специального назначения по борьбе с бандитизмом), прообраз
современного ОМОНа (Отряд милиции особого назначения), имеющего ту же цель.
Борьба шла с переменным успехом, чаще сопутствующим местным «свободолюбцам»,
потому что местные обычаи не позволяли выдавать своих родственников, ушедших на
борьбу с «неверными». ОСНАЗ входил в аул с одной стороны, а боевики,
предупреждённые родственниками, соседями, уходили с другой. Как хоронили убитых
боевиков, я не видел, но предполагаю, что, как и положено, по Корану, а вот как
хоронили убитого ими представителя Советской власти Мазнака Ушаева я видел. В те
годы в Грозном таких людей хоронили в центре города на левом берегу Сунжи, у
моста с улицы им. 11 Августа на улицу им. В. И. Ленина. В том месте в сквере
было создано мемориальное кладбище. Позднее, при строительственового моста в семидесятых годах, это
захоронение перенесли в сквер между старым зданием Чечено-Ингушского обкома
КПСС и школой №1 наПроспектеРеволюции.
Как видим, ЧИАССР перед
Великой Отечественной войной жила без особых потрясений. Русские, в своем большинстве
– в Грозном, казаки – в станицах, чеченцы и ингуши – в аулах и небольшая часть
в городах республики. Представители всех народов, населяющих республику, в
основном чаще всего встречались на рынках: «Центральном», в центре города на
границе с бывшей станицей Грозненской
(пересечение улиц Розы Люксембург и Мира) и на «Колхозном базаре», который
работал невдалеке от площади «Минутка», на пересечении улиц Гудермесской и
Павла Мусорова. О знаменитой в городе площади еще будет разговор.
На рынки чеченцы везли говядину и баранину, кур и уток, кукурузу и кукурузную
муку, фасоль, лук, чеснок, различные лесные дары природы, а ранней весной –
черемшу (в этот период город был пропитан своеобразным, не очень приятным
запахом, но, говорят, очень вкусным и полезным продуктом). Многие жители города
даже консервировали её на зиму, впрок. Казаки поставляли городу мясо, пшеницу и
другую продукцию из злаков, фрукты, вино и виноград, овощи и многое другое. На
рынках, где чаще всего могут возникнуть различные противоречия, больших
эксцессов, и тем более на национальной почве, не наблюдалось.
Как отдыхали и развлекались люди в других городах и сёлах
республики,яне знаю, но знаю то, что в каждом селе,
станице, ауле были библиотеки, клубы, медицинские пункты, а в крупных районных
центрах – больницы, школы. И хотя правительство не одобряло того, что многие
жители республики были верующими, кто в Бога, а кто в Магомеда, почти в каждой
станице или ауле были церкви, мечети или синагоги. В Грозном, наряду с наличием
всех вышеперечисленных обрядовых заведений, по выходным дням Проспект Революции
и улица имени 11 Августа вечерами заполнены были гуляющей молодёжью. В это
время там работали Клуб строителей (в последующие времена – Дворец пионеров),
ДИТР (Дом инженерно-технических работников, ставший впоследствии Кукольным
театром, а затем – Ингушским драматическим театром), летний кинотеатр «Экран» в
переулке за Чечено-Ингушским банком. Работало несколько кафе. Рядом с ДИТРом,
была танцевальная площадка. Я не помню случаев, связанных с конфликтами,
основанными на национальной розни.
Хочется отметить ещё один эпизод, подтверждающий то, что до 1941 года
по республике можно было перемешаться безбоязненно. Летом 1937 года, я со
своими друзьями, в возрасте десяти-двенадцати лет, решили отправиться в горы,
попутешествовать. Нас было трое: Колька – «Рыжий», Витька – «Косой» и я –
«Армян солёный». В поход мы отправились из бараков в Сталинском районе. На
поездке («Кукушке») доехали до пруда у Андреевской долины, оттуда, по висячему
мосту через Сунжу, переправились к аулу Алды,дошли до аула Гойты, по реке Гойта пришли к аулу Алхазурово, за селом
углубились в лес и …попали в сказку. Нас окружали высокие деревья с густой
кроной, через которую едва пробивался солнечный свет. Пробираясь через густой
кустарник в лесной тишине, мы вышли к обрыву, с которого сбегал небольшой
водопад. Углубляться глубже в лес нам стало страшновато от звенящей в ушах
тишины, и мы, не производя большого шума, быстренько ретировались из леса на
открытое пространство. Забегая вперёд, скажу, что, запомнив это место, я,
будучи уже старшим офицером в семидесятых годах, часто с семьёй и друзьями
ездили в этот лес за грибами. Надо отметить, что за время нашего похода, мы не
встретили ни одного чеченца, ни молодого, ни старого. Вероятно, это был
будничный день, и все были заняты своими делами.
Несколько выше я упомянул о площади «Минутка». Расскажу о том, откуда
произошло такое название. «Минутка» – это «ворота» в центр города. И знаменитой
она стала после Первой Чеченской войны 1994- 1996 годов. А пока об истории
названия. Дело в том, что в начале существования Советской власти в республике,
рабочим и служащим на работу добираться приходилось пешком. Тем работникам,
которые жили в городе, приходилось вставатьв четыре, в пять часов утра и, если ещё была слякотная зима, чёрное
южное утро, без уличных фонарей, по щиколотку в грязи, шагать по четыре-пять километров,
чтобы к установленному времени попасть на работу.
Власти города решили облегчить жизнь трудящихся. От товарной станции
Грозной, протянули железнодорожную ветку к северной окраине улицы им. 11
Августа, построили станцию «Грознефтяная». Далее железнодорожный путь проложили
к заводу Красный Молот и ответвление вело на Старые промыслы до посёлкаБутенко.. По однопутке пошли пассажирские
поезда, перевозившие нефтедобытчиков и грузовые – для перевозки нефтяного
оборудования. Тогда же через «Грознефтяную» проложили узкоколейную железную
дорогу почти вокруг всего города: на Запад, в Сталинский район до Андреевской
Долины, а на Восток и Юг на Новые промыслы. Остановки поездка (мы его называли
«Кукушкой»), были предусмотрены в местах наибольшего скопления пассажиров.
Одним из таких мест была площадь за железнодорожным полотном пути в сторону
Махачкалы, где вто время заканчивалась
улица им. Ленина. От площади расходились улицы: Павла Мусорова, Окружная
(Сайханова), Гудермесская. Поездок на площади останавливался на одну минуту, отсюда
и пошло её название: «Минутка». С этой площадью в городе многое связано. После
возвращениячеченцев на родину в 1957
году, они, в знак благодарности Н.С.Хрущёву,предложили назвать площадь его именем, но в умах жителейгорода это название не прижилось, и она так и
осталась «Минуткой». Вдвойне это место запомнилось событиями периода боев за
Грозный между «федералами» и «боевиками», когда «Минутка» была одним из
ключевых мест в борьбе за овладение центром города.
Обе местные железные дороги стали основным средством доставки людей к
местам работы. Зимой ездили в пассажирских не отапливаемых вагончиках, а летом
(огромное удовольствие) – на железнодорожных платформах, оборудованных
скамейками. Снова хочется отметить, что основной массой тружеников были люди
русской и украинской национальности и маленькими вкраплениями кавказцев.
Особый интерес представляет вопрос: «А кто и как нами руководили в
ЧИАССР в период с 1917 до 1991 годы?» Вынужден сделать оговорку. Я помню, что
описываю период времени от 1917 года до Великой Отечественной войны. Но, чтобы
получилась более или менее стройнаякартина, пришлось охватить более длительные сроки. Как я уже писал
ранее, после 2-го съезда народов Терека, на Гойтинском съезде чеченского народа
председателем народного совета был избран Т.Э.Эльдарханов. Во главе ингушского
национального совета был избран Гапур Саидович Ахриев, с 1920 года он стал
председателем ингушского Ревкома. С 1921 по 1923 годы секретарём Горского
обкома ВКП (б) работал руководитель грозненских большевиков Николай Фёдорович
Гикало. В период борьбы за власть на территории Чечни сподвижником Гикало был
командир Чеченской Красной армии Асланбек Джамалдинович Шерипов (убит
деникинцами в 1919 году). Этим представителям трёх народов в Грозном в
семидесятых годах на площади Дружбы народов у станции «Грознефтяная» в конце
Проспекта Победы, был воздвигнут красивый солидный памятник. Жители города,
острые на язык, беззлобно назвали его по-разному, чеченцы: «Два джигита держат
бандита», а русские: «Гикало и два шакала». Сейчас, глядя на телевизионные
кадры из Грозного, я отметил, что пока памятник стоит на своем месте.
Сразу же после образования ЧИАССР в 1936 году власть в республике
распределили так:
Секретарём Чечно-Ингушского обкома ВКП (б) (впоследствии, КПСС) стал
русский;
Председателем Президиума Верховного совета ЧИАССР – ингуш;
Председателем Совета министров ЧИАССР – чеченец.
Вроде бы всё правильно. Республика многонациональная. По переписи
населения в 1970 году в ней насчитывалось: чеченцев –508,9 тысяч человек, русских, украинцев и
других– 419,6 тысяч, ингушей – 113,7
тысяч.
Чтобы позже не возвращаться к теме руководства Республикой, я расскажу
о тех руководителях, которых запомнил, начиная с 1947 года.
Первым, о ком я услышал в 1948 году, был Семён Семёнович Апряткин,
секретарь Чечено-Ингушского обкомаВКП
(б), Герой социалистического труда, награждённый за заслуги в развитии нефтяной
промышленности Азербайджана. Республикой руководил хорошо, народ на него не
обижался. Жил скромно, в трёхкомнатной квартире пятиэтажного дома, рядом с Центральным
универмагом на улице им. 11 Августа. Бессеребрянник. Мебель, обстановка в
квартире и посуда, как у рядового советского инженера (свидетельница – моя жена.
В молодости она бывала в гостях у хозяйки, жены Апряткина). На смену Апряткину
пришелменее скромный Чеплаков, Тот
облюбовал себе особняк, обнесённый забором на этой же улице почти напротив
дома, в котором жил его предшественник. Потом секретарём обкома стал Жигалин.
Его сменил Фатеев. Предпоследним секретарём был Власов. О нём плохого ничего не
знаю, а вот оего жене ходили нелестные
слухи, вернее не слухи, а нелестная правда. Вот пример. Оборудовали новому
секретарю обкома квартиру специалисты из Грозненской мебельной фирмы «Терек».
Когда интерьер квартиры уже был оформлен лучшими породами дерева, красивыми
дорогими дверными ручками и запорами, светильниками, приехала жена Власова и
всё забраковала, приказала всё переделать в соответствии с её вкусом.
Переделали. Никаких,конечно, денег за
работу, за переделку, фирма не получила. Ясно, почему народ роптал.
О руководителях Верховного совета и Совета министров республики я мало
что помню, но немного знаю последнего ПредседателяСовминаКаримова. С ним мне приходилось общаться, когда я, будучи главным
инженером Грозненского цирка, участвовал в работе комиссии по приему и передаче
его в эксплуатацию. Крутой был Председатель. В период горбачёвскойперестройки к власти в ЧИАССР пришёл Доку
Гапурович Завгаев. Он стал первым чеченцем секретарём Чечено-Ингушского обкома
КПСС, но о нём позже.
То, что я знал о руководстве республики до развала СССР, я поведал. Продолжу
рассказ о Чечне и чеченцах.
Царское правительство, завоевав Чечню (но, не покорив чеченцев), в
области улучшения условий жизни практически ничего не сделало. Как были они
необразованными, ведущими полупервобытный образ жизнии свое натуральное хозяйство, так и
оставались в таком состоянии до революции 1917 года. При образовании Советской
власти, созданные Районные, Сельские советы не смогли преодолеть принципы
родоплеменных отношений между людьми.Так параллельно и существовали рядом Советы и Тейпы. Выборы в
руководящие органы республики, районов, аулов осуществлялись не без опоры на
тейповые отношения. Под призраком Советской государственности постоянно
теплились родоплеменные связи. С 1921 по 1926 год в Чечено-Ингушетии начали
создавать социалистическое по форме сельское хозяйство. К 1933 году процесс
коллективизации в республике был завершен. Колхозов стало в Ингушетии – 40,5 %,
в Чечне – 32,4 %. В 1939 году в ЧИАССР в 472 колхозах было объединено 73744
единоличных хозяйства.
За годы советской власти в республике была создана национальная по
форме и социалистическая по содержанию культура. До 1920 года грамотных
чеченцев было 0,8 %. В 1923-1925 гг. была создана письменность, алфавит и
словарь на чеченском языке, печатались книги на чеченском языке. К 1940 году
грамотных чеченцев стало 85 % от общего числа.
Официально в Чечне существовала советская власть, соблюдалась
государственная законность, но внутри республика жила по своим правилам и
традициям.Так же почитали стариков и
слушали их мнение, воровали невест, платили калым, вопросы кровной мести
решались советом старейшин, процветало воровство, в горах содержали рабов, во
многих дворах на всякий случай имелись зинданы (ямы для содержания пленников).
При разрешении ссор между соседями, органы прокуратуры и суды старались не
вмешивать.
На фоне жизни русских, которые по своему образу жизни вкультурном и бытовом отношениинедалеко ушли вперёд от чеченцев в
послереволюционный период, последние выглядели ещё хуже. Однажды, ещё
будучимальчишкой, я увидел картину,
которая меня шокировала: на окраину города Грозного, со стороны станицы
Ермоловской, въезжает арба, запряженная одной лошадью, на облучке сидит
чеченец. На голове папаха, одет во френч военного покроя, армейские бриджи,
сапоги-ичиги. В предвоенное время чеченцы среднего и пожилого возраста любили
носить такую одежду при поездках в город. Сидит важно, едет неспешно. Арба
пустая. Но вот что меня поразило: позади арбы, держась за её борт, идёт
согбенная под тяжестью большого мешка с кукурузой, или с мукой, женщина.
Я тогда не знал, что по чеченским обычаям женщина не может находиться
рядом с мужчиной. Её место позади. Так было. На чеченке было одето простое,
типа русского сарафана, платье, шаровары, какие носили восточные женщины, на
голове платок, а на ногах шерстяные носки и чувяки (типа тапочек). Какими были
чеченцы после возвращения из ссылки я буду писать позже, но один пример,
показывающий, какими они стали, приведу. Было это в семидесятых годах прошлого
20-го века.
Однажды, выйдя на балкон своей квартиры, расположенной на третьем
этаже дома по улице им. Сайханова, я услышал перепалку в очереди у овощного
ларька между русской женщиной и чеченцем среднего возраста. Особенно меня
поразил монолог чеченца, привожу его почти дословно: «Ты, рязанская морда,
понаехали сюда в лаптях. Мы вас тут хоть жить научили. В тебе НЕТ НИКАКОЙ
ДИАЛЕКТИКИ, Ё…..ТВОЮ МАТЬ». Это один из отрицательных примеров того, чему
научились многие чеченцы, находясь за Уралом. О хорошем – позже.
Выше я писал о том, что в тридцатые годы в ЧИАССР было создано большое
количество колхозов и совхозов. А теперь, об эффективности их работы. Дело в
том, что подготовка почвы, посадка сельскохозяйственной продукции производились
колхозниками. А вот уборка готовойпродукции осуществлялась странным образом: днём – на колхозные тока, а
ночью – на свои подворья. Доказательствояприведу в разделе о Великой
Отечественной войне.